Что собственники квартир вправе требовать от управляющих компаний?

6 февраля 2015 в 17:39
Что собственники квартир вправе требовать от управляющих компаний?

Кому из нас не приходилось сталкиваться в своей жизни с коммунальными авариями и поломками? При этом мало кто знает, что многие проблемы по закону должны устраняться в квартире бесплатно, силами управляющей компании. Пользуясь тем, что простые граждане часто и не подозревают об этом праве, недобросовестные «коммунальщики» взимают деньги с жильцов за те услуги, которые и так оплачиваются ими ежемесячно. Итак, какие же услуги управляющие компании обязаны оказывать бесплатно?

Прежде всего, стоит отметить, что жильцы имеют право выбора управляющей компании своего дома. Именно управляющая организация отвечает за выполнение основных обязательств по содержанию общего имущества многоквартирного дома. Сюда входят ремонт, эксплуатация инженерных коммуникаций, уход за придомовой территорией и т.д. По закону выбор управляющей компании происходит во время общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома. Допускается также назначение органом местного самоуправления по результатам открытого конкурса. Таким образом, условия договора управления могут быть утверждены общим собранием собственников помещений дома или организатором открытого конкурса.

Обычно между жильцами и управляющей организацией подписывается так называемый договор управления. Этот документ подробно определяет права и обязанности сторон, а также перечень работ, который коммунальщики обязаны выполнять в доме и квартире. Эксперты советуют собственникам квартир иметь второй экземпляр заключенного договора управления, чтобы следить за зоной ответственности управляющей организации.

В обязанности управляющей компании входит обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, а также надлежащего состояния дома и придомовой территории. Кроме того, именно управляющие организации обеспечивают предоставление коммунальных услуг, для чего заключается договор с ресурсоснабжающими организациями.

Кроме того, управляющая компания должна обеспечивать своевременный ремонт общего имущества в доме: инженерных систем газо- и водоснабжения, канализации, освещения, отопления, а также поддерживать подъезды чердаки и придомовую территорию в хорошем состоянии. При этом коммунальщики не должны проводить ремонт коммуникаций и в квартирах, как ошибочно считают некоторые собственники жилья. В жилищном кодексе четко прописано, какое имущество попадает в поле ответственности УК, а какие проблемы ложатся на плечи самих жильцов.

Что касается ремонта оборудования, установленного в квартире, но являющегося общедомовым, он также выполняется управляющей организацией. Такое оборудование включает стояки холодного и горячего водоснабжения, газопровод и отводы от него, стояки отопления и водоотведения (включая ответвления от них – заглушки, патрубки, тройники и прочее – до точки первого стыкового соединения с отводящими трубами). Кроме того, бесплатному ремонту подлежат счетчики, которые находятся в этих сетях, если они расположены до точки первого соединения с отводами, запорными кранами и отключающими устройствами.

Самостоятельно собственники квартир должны проводить ремонт счетчиков на воду, газ, электричество (индивидуальные приборы учета), газовых и электроплит, сантехнического оборудования, труб и отводов, расположенных после точек соединения со стояками. Жильцы также отвечают за организацию и оплату ремонта домофонов, электрических кабелей, осветительных приборов внутри квартиры.

В случае аварии или поломки общедомового оборудования, управляющая компания должна в установленные сроки выполнить необходимый ремонт. При этом, отмечают юристы, коммунальщики несут ответственность в случае  порчи имущества в квартире в результате такой аварии. Жильцы могут потребовать выполнения ремонта или компенсации расходов.

По закону, если представители управляющей компании пытаются собрать дополнительные денежные средства за обязательные услуги, прописанные в договоре, собственники квартир имеют полное право подать письменную претензию организации, жалобу в Государственную Жилищную Инспекцию, а также обратиться с иском в суд.